Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Изучение потребности в привязанности является одним из основных направлений зарубежной экспериментальной психологии в последние десятилетия.
В рамках этологического подхода связь матери и ребенка рассматривалась как форма захвата, было доказано, что взаимодействие матери и новорожденного в первые часы после рождения влияет на последующее общение.
В частности, было показано, что эмоциональные связи ребенка с матерью укрепляются наличием взаимодействий в первые часы жизни ребенка, и разлучение матери и ребенка в этот период может привести к негативным последствиям.
Однако другие исследования не подтвердили установление особых эмоциональных связей между матерью и новорожденным сразу после рождения. Х. Р. Шеффер обратил внимание на тот факт, что у новорожденного есть определенные биологические механизмы, лежащие в основе потребности установить эмоциональную связь с кем-либо.
Большой вклад в решение этой проблемы внес английский психиатр Дж.У Боулби есть своя теория привязанностей, согласно которой привязанности к матери, отцу или кому-либо еще не являются врожденными или результатом раннего обучения (запечатывания). По его мнению, определенные формы поведения младенца являются врожденными, что может побудить других быть рядом с ним и заботиться о нем. Он жужжит, улыбается и подползает к взрослому.
С эволюционной точки зрения эти формы носят адаптивный характер, поскольку они обеспечивают младенцу уход, необходимый для его выживания.
Объект исследования- привязанность ребенка
Предмет исследования – роль привязанности в психическом развитии ребенка
Цель исследования – изучить роль привязанности в психическом развитии ребенка
Задачи исследования:
- дать характеристику психического развития ребенка
- раскрыть проблемы психологии развития ребенка в раннем возрасте в отечественной науке
- определить факторы, влияющие на формирование привязанности
- рассмотреть потребность в привязанности в развитии ребенка
- изучить теории и динамику формирования привязанности
ГЛАВА 1.ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
1.1.Характеристика психического развития ребенка
Психическое развитие ребенка раннего возраста имеет ряд важных особенностей, которые отличают эту стадию развития от других периодов детства.
Характерной психологической чертой ребенка в раннем возрасте является ситуативное поведение. Для ребенка в возрасте одного или двух лет интересно в первую очередь то, что находится в его поле зрения. Каждый предмет, попадающий ребенку в глаза, как магнит притягивает его к себе. При этом он не просто смотрит на предмет, а стремится немедленно с ним действовать.
В этом возрасте восприятие и действие неразрывно связаны. Окружающие предметы, по-видимому, побуждают ребенка открывать их, переворачивать, переворачивать или выбрасывать.
Ситуативное поведение ребенка связано с особенностями протекания психических процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления. Для них характерны непроизвольность и непосредственность.
Таким образом, восприятие и внимание малыша привлекают, прежде всего, самые яркие предметы, находящиеся в поле зрения. Достаточно показать ребенку новую игрушку, и он отвернется от того, к чему так настойчиво стремился.
У маленьких детей хорошая память, они хранят образы знакомых людей, предметов, действий, ситуаций, но они актуализируются в основном при узнавании. Непроизвольная память выражается в том, что ребенок еще не ставит перед собой задачу что-то вспомнить или запомнить.
Можно сказать, что воспоминания появляются помимо воли малыша или по инициативе взрослого, который просит принести знакомый предмет, показать или назвать что-то, прочитать знакомый стишок или спеть песню, выполнить то или иное действие.
Мышление в этом возрасте протекает не в отвлеченной форме, а в форме действий с предметами, которые ребенок воспринимает непосредственно, которые он держит в руках. Малыш еще не может заниматься чисто умственной деятельностью, познание окружающего мира осуществляется через практические действия с предметами. Такое мышление психологи называют визуально эффективным.
Доминирование визуальной ситуации часто влияет на выполнение просьб или инструкций взрослых. Вы, наверное, не раз замечали, что ребенок, охотно идя за предметом, который вы просили его принести, по пути отвлекается на что-то и забывает о беге. Непосредственное и более сильное воздействие предметов полностью поглощает малыша.
Еще одна особенность психики маленького ребенка - особая эмоциональность восприятия окружающего мира. Своеобразие отношения маленьких детей к окружающему заключается в его страстности, импульсивности, неустойчивости эмоций. И природа, и люди, и вещи – все притягивает и притягивает малыша, все восхищает его, пробуждает в нем эмоциональный резонанс. [1]
Как ребенок радостно бросается к новой игрушке или включается в уже известную интересную игру. Он увлеченно перебирает игрушки, восторженно восклицает, рассматривает их, настойчиво показывает взрослому, стремясь разделить с ним его удовольствие. Расставание с любимой игрушкой также вызывает взрыв чувств. То же самое происходит при встрече или расставании с близкими.
Малыш отчаянно плачет, отрываясь от матери, и бросается к ней с радостными возгласами, едва увидев ее. Все чувства детей этого возраста выражены во всей полноте их переживаний.
Следует помнить, что для нормального развития чувств ребенка важно знать, свободно ли он их выражает или "уходит", сдерживает свои эмоции. Если взрослые постоянно подавляют эмоции и чувства малыша, его инициативу в проявлении желаний, это может привести к появлению апатии или, наоборот, агрессивных проявлений.
В раннем возрасте поведение ребенка постепенно трансформируется: оно становится все более произвольным и целенаправленным. В трехлетнем возрасте он уже может подолгу, сосредоточенно заниматься чем-то одним, например, рассматривать картинки в книге, показывая на них пальцем и называя картинки, упорно добиваться цели: долгими попытками открыть ящик со сложным запором, завести пишущая машинка.
Ребенок все чаще решает психические проблемы не только в рамках непосредственного взаимодействия с объектами, но и на внутреннем уровне.
Например, если раньше, занимаясь объемными игрушками-вкладышами, ребенок пытался насильно просунуть в отверстие неподходящий предмет, злился, если у него не получалось, часто отказывался от трудного занятия, то теперь он внимательно рассматривает его, а затем оглядывается в поисках предмета подходит, примеряет его к отверстию, затем вставляет.
В случае ошибки он более внимательно рассматривает игрушку и постоянно пытается решить проблему. Это свидетельствует о развитии у него визуально-образного мышления, то есть способности решать задачи на ментальном уровне, опираясь на визуальную ситуацию. Эта способность также проявляется в том, что ребенок начинает планировать будущие действия и события, сам выбирает игрушки для сюжетной игры и действует в воображаемом плане.
Ранний возраст - это период интенсивного освоения ребенком различных видов деятельности и развития личности.